рефераты
Главная

Рефераты по авиации и космонавтике

Рефераты по административному праву

Рефераты по безопасности жизнедеятельности

Рефераты по арбитражному процессу

Рефераты по архитектуре

Рефераты по астрономии

Рефераты по банковскому делу

Рефераты по сексологии

Рефераты по информатике программированию

Рефераты по биологии

Рефераты по экономике

Рефераты по москвоведению

Рефераты по экологии

Краткое содержание произведений

Рефераты по физкультуре и спорту

Топики по английскому языку

Рефераты по математике

Рефераты по музыке

Остальные рефераты

Рефераты по биржевому делу

Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству

Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту

Рефераты по валютным отношениям

Рефераты по ветеринарии

Рефераты для военной кафедры

Рефераты по географии

Рефераты по геодезии

Рефераты по геологии

Рефераты по геополитике

Рефераты по государству и праву

Рефераты по гражданскому праву и процессу

Рефераты по кредитованию

Рефераты по естествознанию

Рефераты по истории техники

Рефераты по журналистике

Рефераты по зоологии

Рефераты по инвестициям

Рефераты по информатике

Исторические личности

Рефераты по кибернетике

Рефераты по коммуникации и связи

Рефераты по косметологии

Рефераты по криминалистике

Рефераты по криминологии

Рефераты по науке и технике

Рефераты по кулинарии

Рефераты по культурологии

Курсовая работа: Изучение имени числительного в школе

Курсовая работа: Изучение имени числительного в школе

1. Виды работ по активизации числительных в речи учащихся

Практическая направленность обучения русскому языку в национальной школе должна быть отражена прежде всего в упражнениях, предназначенных для формирования коммуникативных умений и навыков и построенных с учетом тех трудностей, которые возникают у учащихся при употреблении в речи слов из разных грамматических разрядов. Известно, что такие трудности зачастую связаны с использованием числительных. На наш взгляд, могут помочь преодолеть их предложенные ниже упражнения. Следует отметить при этом, что не всегда можно четко разграничить упражнения языкового и речевого характера и формировать вначале только навыки оперирования изолированными фактами в языковых упражнениях, а затем активизировать их в речевых [34, 1974].

Традиционно сложным для учащихся национальной школы является правописание числительных, сочетание их с другими частями речи, а также склонение количественных числительных. Учитывая трудности морфолого-синтаксической структуры количественных числительных русского языка, мы уделили им больше внимания.

1. Употребить существительные «вишня, дерево, ребенок» с числительными «два, три, четыре, второй, третий, четвертый». Обратить внимание на особенности их сочетания.

2. Раскрыть скобки и написать числительные словами.

У меня 1 (сестра) и 2 (брата). В школе 12 (кабинет), 2 (мастерская), 1 (спортзал), У нас в классе 15 (мальчик) и 12 (девочка). В магазине мама купила 5 (ручка), 4 (книга), 10 (карандаш).

В смотре участвовали коллективы 11 (школа). Свыше 190 (ученик) стали значкистами ГТО, около 100 (ребята) спортсменами-разрядниками. В секциях по различным видам спорта занимаются 150 (ребята). В нашей школе работают 4 (спортивная секция).

3. Прочитать. Указать падеж количественных числительных.

В двадцати километрах от города есть фруктовый сад. Мы посадили около школы более ста кустов. Отец был в командировке десять дней. В кружке нас было не менее пятнадцати человек.

4. Вставить числительные 1, 2, 11, 30 в предложения и изменить соответственно форму существительного.

Я купила шары. Написала упражнение, Учитель беседовал с учениками. В книге есть иллюстрация.

5. Прочитать текст. Передать содержание своими словами, употребляя числительные.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ ДВАДЦАТИ ВОСЬМИ ГЕРОЕВ

Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы.

Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул на них еще 30 танков.

28 героев бились с врагом до последней капли крови. Ни одного танка они не пропустили.

При изучении склонения количественных числительных можно предложить упражнения, которые помогут осознанному усвоению языкового материала при наблюдении над общностью словоформ внутри каждой группы числительных1.

1. Просклонять количественные числительные «один (одна, одно, одни)» с существительными «парта, стол, окно, часы».

2. Просклонять количественные числительные «четыре, пять, четырнадцать, двадцать пять с существительными «книга, стол, окно».

3. Просклонять числительные «два (две), три, четыре, двести, триста, четыреста» с существительными «журнал, книга» и определить, что общего в изменении числительных.

4. Прочитать, вставить вместо слова «пять» числительные «пятьдесят, пятьсот». Изменилась ли форма существительного?

1. В зале сидели пять учеников. 2. На собрании присутствуют пять комсомольцев. 3. Алма прочитала пять страниц. 4. Ближайшая станция находится в пяти километрах.

5. Поставить числительные в родительном падеже, обратив внимание на место «ь».

8 рублей, 80 листов, 800 мест.

6. Образовать сложные числительные с корнем «семь». Поставить Их в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. В чем особенности склонения сложных числительных, имеющих «ь» в середине слова?

Отработать произношение числительных можно с помощью таких заданий:

1. Прочитать числительные, просклонять их, правильно произнося звук «ч».

Тысяча, четыре, четырнадцать, четыреста.

2. Прочитать числительные, правильно произнося звук «ш».

Шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот.

3. Прочитать числительные, произнося правильно твердые и мягкие согласные.

Седьмой, восьмой, пять, шестнадцать, пятьдесят, пятьсот, семь, семнадцать, семьдесят, семьсот, восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот, девять, девятнадцать, девяносто, двадцать, тридцать.

Активизировать употребление в речи имен числительных позволяют задания на составление диалогов по заданному началу или по заданной ситуации, составление монологического высказывания по определенной теме с использованием материалов из детских и молодежных газет [34, 1974].

В средних классах зарекомендовала себя Ситуация «Магазин», которая дает возможность закрепить числительные в речевой практике. Можно предложить такие ее варианты:

1. Ты в книжном магазине. Купи несколько тетрадей, ручку и карандаш. Узнай, сколько это стоит (опорные слова: рубль, копейка, платать, извиниться, несколько, нужен (-на, -но), резинка, тот, школьный, подойти к кассе, числительные от 1 до 20).

2. Ты пришел в продовольственный магазин. Тебе нужно купить сахару, творог, немного конфет. Поговори с продавцом (опорные слова: спросить, ответить, половина, стоит, килограмм, грамм, числительные овин, полтора, двести, триста).

3. Ты пришел в магазин, тебе нужно купить 2 пачки печенья и полкилограмма конфет. Поговори с продавцом.

4. Ты пришел в магазин «Овощи - фрукты» Расскажи, что и в каком количестве ты купишь. Сколько это будет стоить?

5. Ты хочешь купить пять тетрадей, но тебе дали две Что ты скажешь продавцу?

Для составления таких заданий очень удобна группировка лексического материала по темам. В тематических группах удобнее обучать правописанию слов, легче семантизировать незнакомую лексику, что, в свою очередь, позволяет вести целенаправленную работу по развитию речи. Большая часть лексического материала была объединена нами по темам для обозначения времени, расстояния, размеров, веса и т. д. (т. е. в темы, позволяющие активизировать употребление числительных в речи). Каждая предполагает определенные задания. Так, работая над обозначением времени в русском языке, можно предложить учащимся:

1. Расскажи о своем распорядке дня, употребляя числительные.

2. Составь календарь пионерских дел.

3. Составь и опиши свой маршрут от школы до дома. Выполняя эти задания, учащиеся учатся использовать в речи лексику, обозначающую отрезки времени (секунды, минуты, час, день, сутки, неделя, месяц и т. д.); меру длины (метр, километр и т. д.); размер (длина, ширина, высота, площадь, объем).

Типовая программа по русскому языку для национальной средней школы требует, чтобы особое внимание было обращено на темы, связанные с активизацией глаголов движения. В связи с этим предлагается моделирование конструкций с количественно-именными сочетаниями типа пройти пять шагов, проехать сто километров. Учитель предъявляет модель, которая заучивается при выполнении тренировочных упражнений. Так начинает формироваться навык, что позволяет перенести данную модель в речевую ситуацию. Например, учитель предлагает ученикам рассказать о своем маршруте до школы, и они используют при этом модели с глаголами движения: выйти из дома, пройти сто шагов, перейти дорогу, идти сто метров и т. п.

Формированию у учащихся речевых навыков, которые могут быть перенесены в реальные условия общения, способствуют упражнения в конструировании связных текстов на основе заданной темы. В целях развития устной речи на продвинутом этапе можно предложить ученикам выбрать из любых источников (книг, журналов, газет, календарей) цифровые данные, которые они считают наиболее интересными, и, используя эти данные, составить небольшое письменное сообщение. Самые интересные и правильно составленные сообщения можно поместить в классе, оформив их по типу публикаций в периодической печати под рубрикой «Знаешь ли ты что...?». Или составить небольшой связный текст на темы: «Спорт в нашей школе» и т. п.

В целях развития речи школьников и расширения их кругозора следует широко использовать в упражнениях статистические данные из газет и журналов. Это позволяет решать не только образовательные, познавательные, но и большие воспитательные задачи.

Усвоить значение числительных ученикам обычно несложно, - гораздо труднее усвоить их изменение и употребление в речи. Вызвать интерес к этой «скучной» части речи оживить первый урок по числительному в VII классе задания игрового характера, которые с упражнениями по учебнику.

К уроку плакаты с пословицами («Человек, знающий два языка, - два человека», «Семь раз отмерь один раз - отрежь»), грамматическое лото, калейдоскоп, плакат-игру «Спрятанное слово», перфокарты и карточки с загадками.

Начиная работу над темой, нужно сообщить ученикам, что сегодня они познакомятся с новой частью речи, и предлагаю ответить на вопросы:

Сколько в вашем классе учеников?

Сколько уроков у вас бывает каждый день?

Сколько минут продолжается урок?

Обращается внимание на слова, которые были употреблены в ответах (тринадцать, шесть, сорок пять), а затем задаю такие вопросы:

Какое сегодня число?

В каком классе вы учитесь?

На какой парте сидит Гульжан?

Выделяются числительные в ответах: тринадцатое (марта), на первой (парте). После этого предлагается ученикам сделать вывод, что обозначают слова, использованные в ответах. Так мы вместе формулируем определение числительного как части речи, выделяются вопросы, на которые отвечают количественные и порядковые числительные.

Затем - несколько игровых заданий.

1. Записать в тетрадях, а затем прочитать помещенное на плакате предложение, выделив числительные: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, вы3 клеенку.

2. Найти спрятанное слово (плакат-игра) - правильно вписав в горизонтальные клетки числительные 40, 50, 300, 90, 16, 15, 70, 20, 17, 60, 700, выделить в вертикальных клетках числительное одиннадцать.

3. Отгадать загадки, записать их (числительное прописью):

Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 синицы. (Год, месяцы, недели)

1 костер весь свет согревает. (Солнце)

77 одежек и все без застежек. (Капуста)

5 братьев годами равные, да ростом разные. (Пальцы)

У 2 матерей по 5 сыновей, 1 всем имя. (На руках по 5 пальцев)

5 чуланов, I дверь. (Перчатка)

4 братца 1 кушаком подпоясаны, под 1 шляпой стоят. (Стол)

Два конца, два кольца, посредине - гвоздь, да и тот насквозь. (Ножницы)

В беленьком бочонке два пивца, белое да желтое. (Яйцо)

Нас отара - семь баранов - защищает от буранов. (Шуба)

После этого проводится работе над числительным один. Начинается анализа слов из упр. 3 (в старом учебнике X.А. Бекмухамедовой, А.Н. Канцева, Г.А. Мейрамова для VI класса, по которому мы пока работаем). Ученики определяют их род и записывают с числительными один, одна или одно. Выполняются и другие упражнения по учебнику: подобрать к этим числительным существительные; перевести сочетания с ними с казахского языка на русский; заменить выделенные сочетания с числительным один словами из скобок; употребить существительные рубль и копейка с составными числительными 21 -91.

И снова - задание игрового характера: по грамматическому калейдоскопу подобрать пословицы с числительным один. Были записаны такие:

Одна пчела немного меду натаскает.

Один в поле не воин.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Одно дерево не лес.

Один за всех, все за одного.

Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына -

сын.

Одна пчела лучше, чем рой мух.

Затем ученики слушают в магнитофонной записи стихотворения:

Начнем считать: один, одна,

СССР - моя страна.

Мы Родиной ее зовем,

Здесь наш родной, любимый дом.

Отчизна, Родина - она

У каждого из нас одна.

В задачнике жили

Один и один,

Пошли они драться

Один на один.

Но скоро один

Зачеркнул одного,

И вот не осталось

От них ничего.

А если б дружили

Они меж собою,

То долго бы жили

И было б их двое

Первое стихотворение учащиеся заучивают наизусть.

Такие занимательные материалы можно использовать и на других уроках по числительному.


2. Работа с числительными на уроке и вне уроке

Прежде чем проводить упражнения необходимо вспомнить материал о числительном

Краткие сведения об имени числительном [36, 1981]

Имена числительные - это слова, обозначающие количество (отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают на вопросы который? какой?), например: одиннадцать (человек), одиннадцатый (номер).

Числительные, обозначающие количество, называются количественными (например, один, десять, двадцать пять, триста шестьдесят четыре и т. д.); числительные, обозначающие порядок предметов при счете, называются порядковыми (например, первый, десятый, двадцать пятый, триста шестьдесят четвертый).

Количественные числительные могут обозначать не только целые, но и дробные числа, например: две десятых, семь восьмых. Это дробные числительные.

Среди количественных выделяется группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно целое, например: двое саней, их было четверо. Собирательных числительных немного: двое, трое... -десятеро; оба (обе).

По составу числительные делятся на:

1) простые, которые имеют один корень, например: один, два, пять - десять, одиннадцать - двадцать, тридцать, сорок, сто;

2) сложные, которые состоят из двух (иногда и более) корней, например: пятьдесят - восемьдесят, девяносто, двести, триста, четыреста, пятьсот - восемьсот; пятидесятый, трехсотый, пятисотый; сорокапятитысячный;

3) составные, которые состоят из двух и более слов, например: двадцать один, девяносто три, пятьдесят четыре, пятьсот пятьдесят пять; двадцать первый, девяносто третий, пятьсот пятьдесят пятый.

Примечания. Дробные числительные являются составными: они образуются из количественного и порядкового числительного, например: две седьмых (доли), три сотых (доли), четыре двадцать пятых (доли).

Исключение: полтора - полторы ().

При склонении составных количественных числительных изменяются' все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных - только последнее слово, например:

И. девятьсот шестьдесят четыре             девятьсот шестьдесят четвертый

Р. девятисот шестидесяти четырех                   девятьсот шестьдесят четвертого

Д. девятистам шестидесяти четырем       девятьсот шестьдесят четвертому

В. как И.                                                   как И. или Р.

Т. девятьюстами шестьюдесятью            девятьсот шестьдесят четвертым

четырьмя

П. (о) девятистах шестидесяти четырех девятьсот шестьдесят четвертом

1. Буква ъ пишется на конце слова в количественных числительных пять - двадцать и тридцать и в середине слова (после первого корня) в числительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - девятьсот.

2. Буква а пишется на конце числительных триста и четыреста. У числительного девяносто на конце пишется буква о в именительном и винительном падежах (перевод на девяносто рублей), в остальных падежах пишется буква а (не хватает девяноста рублей, добавить к девяноста рублям; уезжать с девяноста рублями).

3. Слитно пишутся количественные числительные, последней частью которых являются -десят, -ста, -сот, и образованные от них порядковые числительные, например: восемьдесят - восьмидесятый, триста - трехсотый, восемьсот - восьмисотый.

4. Раздельно пишутся составные количественные числительные и образованные от них' порядковые числительные, например: восемьдесят три - восемьдесят третий, восемьсот шестьдесят пять - восемьсот шестьдесят пятый, тысяча девятьсот двадцать семь - тысяча девятьсот двадцать седьмой.

Однако слитно, в одно слово, пишутся сложные порядковые числительные, последней частью которых являются элементы - тысячный, -миллионный, или -миллиардный, например: сто десять тысяч - стодесятитысячный, двести сорок восемь миллионов - двухсотсо-рокавосьмимиллионный.

Примечание. Если в таких обозначениях число указывается цифрами, то перед -сотый» -тысячный, -миллионный, -миллиардный ставится дефис, например: 9-сотый, 25-тысячный, 248-миллионный, 450-миллиардный.

5. Раздельно пишутся дробные числительные, например:  три и одна вторая (или три с половиной),  - пять и одна четвертая (или пять с четвертью), 7,2 - семь целых две десятых.

Примечание. Если в порядковых числительных используются элементы -тысячный, -миллионный, -миллиардный, перед которыми употреблены слова с половиной, то первую часть таких обозначений принято писать цифрами, а после них ставить дефис,  например:  - тысячный коллектив,  миллионное население (вместо трех с половиной тысячный», «пяти с половиной миллионный»).

6. Сложные прилагательные, включающие в свой состав числительные, пишутся слитно, например: десятилитровый, двухпроцентный, сорока рублевый, стопятидесятипятиметровый (см. § 27).

Упражнение. № 1. Прочитайте вслух, затем перепишите, заменяя числя слонами и, где надо, раскрывая скобки.

I. 1) Из 596 вычесть 387. 2) К 1777 прибавить 952. 3) От 16 485 отнять 11 090. 4) Теплоход с 728 (пассажир). 5) Длина окружности, равная 422 (сантиметр). 6) Отчитаться в 254 (рубль).

II. 1) 16 пар (ботинки, валенки, сапоги, носки чулки). 2) 8 (килограмм) (апельсины, помидоры, лимоны). 3) Ящик со 124 (килограмм) (яблоки). 4) Сила тока в 15 (ампер). 5) Напряжение в 127 и 220 (вольт). 6) Груз весом в 411 (тонна), (килограмм). 7) Площадь в 95 (квадратный метр), (гектар). 8) Длина, равная 45 (метр). 9) Высота в 2750 (метр).

III. 1) Поезд с 287 (экскурсанты). Схема на 287 странице ученика. 2) Расстояние, равное 1861 (километр). Отмена крепостного права в России в 1861 (год). 3) В 1947 (год) Москва отмечала свое (800) (летие). 4) 12 апреля 1961 (год) Ю. А. Гагарин совершил впервые в мире полет в космос. 5) 7 октября 1977 (год) была принята новая Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.

Упражнение № 2. Перепишите, заменяя числа словами. Объясните правописание.

Об Оймяконе знают во всем мире - здесь полюс холода. Было только начало ноября, когда я приехал в Оймякон, а термометр показывал 42 градуса ниже нуля. В декабре и январе термометр падает до 60, а иногда и до 70 градусов ниже нуля. И это не где-нибудь за полярным кругом, а на 63-й параллели, всего на 100 с лишним километров севернее Якутска и на 350 севернее Ленинграда.

(По В. Михайлову.)

Числительное восемь в творительном падеже имеет две формы: восемью и восьмью.

Числительные полтора, полторы, полтораста, сорок, девяносто, сто имеют только две формы:

И. и В. полтора, полторы, полтораста; сорок, девяносто, сто Р. Д. Т. П. полутора, полутораста; сорока, девяноста, ста.

Числительные 50-80; 500-900.

И.               пятьдесят                               пятьсот

Р. пятидесят-и                                          пятисот

Д. пятидесят-и                                          пятистам

В. пятьдесят                                             пятьсот

Т. пятьюдесят-ью                                              пятьюстами

П. (о) пятидесят-и                                              (о) пятистах

Числительные 200, 300, 400.

И.               двести                  триста                 четыреста

Р.                двухсот               трехсот                четырехсот

Д.               двумст-ам           тремст-ам            четыремст-ам

В.               двести                  триста                 четыреста

Т.               двумяст-ами        тремяст-ами        четырьмяст-ами

П.               (о) двухст-ах       трехст-ах             четырехст-ах

Заметьте: при склонении числительных 5-й и 6-й групп изменяются обе части слова.

Числительное тысяча склоняется как существительные первого склонения (туча).

Числительные миллион, миллиард склоняются как существительные второго склонения (стадион, дом) и имеют такие же окончания (см. образцы склонений существительных второго склонения).

При склонении составных количественных числительных каждое числительное изменяется по своим образцам:

И.      семьсот                семьдесят                      семь

Р.      семисот               семидесяти                   семи

Д.      семистам             семидесяти                   семи

В.      семьсот                семьдесят                      семь

Т.      семьюстами         семьюдесятью              семью

П.      (о) семистах        семидесяти                   семи

При склонении дробных числительных изменяется по соответствующим образцам и числитель и знаменатель. При записи дробей словами каждое слово (т. е. числитель и знаменатель) пишется отдельно.

И.      пять                     седьмых                        (метра)

Р.      пяти                     седьмых                        (метра)

Д.      пяти                     седьмым                       (метра)

В.      пять                     седьмых                        (метра)

Т.      пятью                  седьмыми                     (метра)

П.      (о) пяти               седьмых                        (метра)

Упражнение 110. Просклоняйте числительные 3/4, 1/2, 2/3, 7/8.

Склонение собирательных числительных.

Собирательные числительные образуются от количественных и обозначают одновременно и количество предметов и их группу в целом. Собирательных числительных немного - оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Чаще всего они употребляются при:

1) существительных, имеющих форму только множественного числа (часы, сани, ножницы - двое часов, трое саней, трое ножниц);

2) личных местоимениях во множественном числе - мы, вы, они (мы все трое, они все шестеро, нас троих и т. п.);

3) существительных, обозначающих лица мужского рода. При этом могут быть употреблены числительные как количественные, так и собирательные (два товарища и двое товарищей, четыре парня и четверо парней). При существительных же, обозначающих лиц женского рода, употребляются только количественные числительные (две ученицы, три доярки).

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода. В косвенных падежах это слово пишется через о (обоих, обоим), числительное обе употребляется с существительными женского рода и во всех падежах пишется через е (обеих женщин, с обеих сторон, обеими сторонами и т. д.).

И.      оба             обе             двое           четверо               семеро

Р.      обоих         обеих         двоих         четверых             семерых

Д.      обоим        обеим         двоим         четверым            семерым

В       как именительный или родительный падежи

Т. обоими обеими двоими четверыми семерыми

П.      (об)обоих обеих         (о) двоих    четверых             семерых

В косвенных падежах у них окончания прилагательных множественного числа.

Примечание. Слова типа двойка, тройка, семерка, десятка, сотня и т. п., хотя и образуются от числительных, относятся к именам существительным, так как обозначают не количество, а какое-либо название. Склоняются и пишутся такие слова по правилам имен существительных.

3. Правописание количественных числительных

1. Числительное 4 пишется на конце с е (четыре), в творительном падеже - с ь после р (четырьмя).

2. Числительное 11 пишется с двумя н (одиннадцать).

3. В числительных от 5 до 20 и 30 ь ставится только в конце слова (пять, семь, восемь, шестнадцать, восемнадцать и т. д.), Слова седьмой, восьмой, восьми пишутся с ь в середине.

4. У числительного 200 на конце стоит и (двести).

5. Числительные 300 и 400 пишутся на конце с а (триста, четыреста).

6. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине ставится ь (пятьдесят, восемьдесят, пятьсот, девятьсот).

7. Числительные миллион, миллиард пишутся с двумя л.

8. Два числительных, обозначающих приблизительное количество, пишутся через дефис (Уехал на пять-шесть дней). Цифры в таких случаях (Уехал на 5-6 дней) пишутся через тире.

4. Порядковые числительные, их образование и изменяемость

Порядковыми называются такие числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос который? Например:

первый, третий, десятый, тридцатый, сотый, двухтысячный и т.д.

Иногда к порядковым числительным ставится вопрос какой?

- Какой у вас номер? На каком этаже вы живете? Порядковые числительные образуются от количественных путем добавления окончаний прилагательных:

пять - пят+ый, шесть - шест+ой, десять - десят+ый. При образовании порядковых числительных от количественных - один, два берется другой корень (один - первый, два - второй). Но и от корней один, два можно образовать порядковые числительные (один - одиночный, одинокий, единый, единственный; два - двойной, двоякий, двойственный), только значение у них будет другое.

Сложные порядковые числительные могут быть образованы и от числительного и существительного (пять метров - пятиметровый, двадцать пять градусов - двадцатипятиградусный, сорок лет - сорокалетний, четыре угла - четырехугольный).

Порядковые числительные изменяются так же, как и полные прилагательные, т. е. по падежам, родам и числам, и согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Например: пятый подъезд, пятая клетка, пятое окно; пятые подъезды, клетки, окна; пятого подъезда, пятому подъезду, пятых клеток.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово; все предшествующие стоят в именительном падеже:

И.               тысяча девятьсот семьдесят пятый (год, человек)

Р.                тысяча девятьсот семьдесят пятого (года, человека)

Д.               тысяча девятьсот семьдесят пятому (году, человеку)

В.               тысяча девятьсот семьдесят пятый (год)

тысяча девятьсот семьдесят пятого (человека)

Т.               тысяча девятьсот семьдесят пятым (годом, человеком)

П.               (о) тысяча девятьсот семьдесят пятом (годе, человеке)

5. Правописание порядковых числительных

1. Порядковые числительные имеют такие же падежные окончания, как и полные прилагательные; они определяются теми же правилами. Например:

Мы живем в пятом (новом) доме на девятом этаже; Остановились возле пятого (нового) дома.

2. Порядковое числительное третий склоняется по образцу притяжательных прилагательных волчий, лисий т е пепел, окончанием пишется мягкий знак (третий, третьего третьему).

3. Сложные порядковые числительные, образованные от числительных и существительных, пишутся слитно без соединительных гласных (трехэтажный, пятиметровый, двадцатипятиградусный, стотридцатипятикилометровый).

4. Сложные порядковые числительные, последнее спово ко-торых -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный пишутся слитно (двухсотый, двадцатишеститысячный, стотридиатисеми-миллионный, восьмимиллиардный).

С другими окончаниями сложные порядковые числительные пишутся раздельно (пятьдесят седьмой, триста двадцать второй, тысяча девятьсот семьдесят шестой).

5. Два порядковых числительных, обозначающих приблизительное число, пишутся через дефис (приехали на пятый - седьмой день).

6. Если порядковое числительное обозначено цифрой то после цифры через черточку ставится ее словесное окончание (25-й, 36-й, 25-тысячный, 18-летний).

7. С частицами не, ни порядковые числительные пишутся всегда раздельно (не пятым; ни пятый, ни шестой).

Упражнение № 3. Согласуйте там, где это возможно, числительные стоящие в скобках, Г существительными. Устно составьте с ними предложения.

1. (Один, одна, одно, одни) дети, ворота, щипцы, ножницы, человек, задание, страница, упражнение.

2. (Два, две, двое, оба, обе) река, дом, юноша, сутки, женщина, учебник, ребята. 3. (Четверо, четыре) студент, ученик, магазин, мальчик, сани, ножницы, чулки. 4. (Восьмеро, восемь)' книга, дом, ученик, мужчина, дети, сутки, шахтер.

Упражнение № 4. Напишите словами следующие цифры: от 1 до 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000. Просклоняйте числительные: 222, 444, 888, 1993, полтора дня, полторы недели, полтораста рублей, сорок метров.

Упражнение № 5. Спишите текст, заменяя цифры словами.

I. Дворец науки

На Ленинских горах в Москве воздвигнуто новое здание Московского государственного университета. Это величественный дворец науки, не имеющий себе подобных в мире. Высота его 239,5 метра. Общий объем всех помещений университета 2 611000 кубических метров. На территории университета расположен обширный ботанический сад.

Лаборатории дворца науки оборудованы новейшей аппаратурой. Эта аппаратура позволяет вести в университете самые различные исследования, направленные на использование громадных природных ресурсов нашей страны, на разрешение научных проблем. Библиотека университета насчитывает 1 900 000 книг.

(Академик И. Петровский)

II. Московский университет был основан в 1755 году. Находился он в небольшом 2-этажном здании, где занималось несколько десятков студентов. До Великой Октябрьской социалистической революции в Москве было 20 высших учебных заведений, а число студентов не превышало 34 тысяч. Теперь только в МГУ обучается почти 27 000 студентов.

Сейчас в столице 77 высших учебных заведений, и число студентов перешагнуло за 600 000 человек.

(Из газет)

Упражнение № 6. Спишите текст, заменяя цифры словами. Допишите окончания, поставив слова в нужном падеже.

1. Длина реки Волги около 3700 километр.... 2. Длина реки Печоры равна 1789 километр.... 3. Длина Днепра равна 2285 километр.... 4. Дон имеет всего 1967 километр..., а река Западная Двина 1020 километр.... 5. Слепень пролетает за час 48 километр..., а шмель - более 56 километр.... 6. Бабочка-монарх, перелетая в теплые края, преодолевает расстояние более 3600 километр….

Упражнение № 7. Поставьте в родительном и в предложном падежах числа: 1976 дней и 1976-й год. Запишите их. Просклоняйте устно 444 рубля и 444-й номер; 800 человек и 5-й студент.

Упражнение № 8. Спишите предложения. Цифры напишите словами. Раскройте скобки, поставив слова в нужном падеже.

1. В начале 90-х (год) XVIII (столетие) А. И. Мусип-Пушкин обнаружил великолепный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1800 (год) эта поэма была издана. Во вступлении ее автор вспоминает вещего певца Бояна, который, как полагают ученые, жил в конце XI - начале XII (век).

2. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 (год), а умер в 1765.

Упражнение № 6. Перепишите, раскрывая скобки. Числа замените словами, где это целесообразно.

90 (летний) юбилей, 40 (градусный) морозы, 38 (градусный) жара, 900 (метровый) высота, 450 (квартирный) дом,  у (тысячный) коллектив, 340 (километровый) переход, 200 (литровый) бак,  (тысячный) митинг,  (тысячный) коллектив, 250 (миллионный) народ.

Упражнение № 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

По плану площ..дь вес..ней пахоты в Гремяч..м Логу должна была составить в этом году 472 гектар.., из них 110 - целины. Под зябь осенью было в..пахано - еще единоличным порядком - 643 гектар., озимого жита посеяно 210 гектар... Общ.., посевн.. площ..дь предполагалось разбить по хлебным и м..сличным культурам следующим порядком: пшениц.. - 667 гектар.., жита - 210 ячменя - 108 овса - 50 проса - 65 кукурузы - 167 подсолнуха - 45 конопли - 13. Итого - 1325 гектар.., плюс 91 гектар отведенной под бахчи песч..ной земли простиравшейся на юг от Гремяч..го Лога до Ужачиной балки.

На расширенн..м производств.., ном совещани.. состоявшемся 12 февраля и собравшем более 40 человек колхозного актива стоял вопрос о создании сем..ного фонда и нормах выработк.. на пол..вых работах ремонт.. инвентаря к севу и о выделени.. из фуражных запасов брони на время вес..них пол..вых работ.

(М.А. Шолохов.)

Упражнение № 7. Деревья-памятники

Рига. Несколько лет работники Латвийского научно-исследовательского института лесохозяйственных проблем... занимались инвентаризацией деревьев-долгожителей.

В республике зарегистрировано более 600 уникальных деревьев, которые будут сохранены как памятники природы. Более 1/2 из них - дубы. Старейшим оказался могучий дуб в местечке Кайве Тукумского района. Окружность его ствола - 9,3 метра. Этому великану более 1000 лет. Немногим тоньше - 8,2 метра - дуб, растущий недалеко от Мазсалацы. Утверждают, что в 1709 году во время войны со шведами под этим деревом был штаб Петра I.

В республике учтены и липы. Самой старой 350 лет, окружность ее ствола 8,5 метра... 200-летний можжевельник есть в селе Баложи Валмиерского района.

(Б. Лиелмежа, биолог, «Известия»,

23/I 74 г.)

Упражнение № 8. Напишите приведенные ниже цифры словами. Образуйте от них количественные и порядковые числительные и поставьте их в родительном т творительном падежах.

4, 7, 11, 200, 400, 1980.

Упражнение № 9. Образуйте сложные порядковые числительные от следующих слов и запишите их.

4 метра, 8 градусов, 25 рублей, 33 тысячи, 55 миллионов.

Вопросы для повторения

1. Что называется именем числительным?

2. Какие числительные называются количественными, порядковыми, собирательными, дробными?

3. Какие числительные называются простыми, сложными, составными?

4. С какой частью речи согласуются числительные?

5. Просклоняйте количественные числительные.

6. Особенности склонения числительных полтора, полторы, полтораста; сорок, девяносто, сто.

7. Назовите правила правописания количественных числительных.

8. Какие числительные пишутся с ь на конце? У каких числительных он стоит в середине слова?

9. Как образуются порядковые числительные? Их склонение.

10. Назовите правила правописания порядковых числительных.

11. В чем различия в склонении составных количественных числительных и составных порядковых?

12. Как пишутся частицы не, ни с числительными?

6. Занимательные упражнения для кружка русского языка

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ [11, 1990]

Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь...

Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет.

Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название «числительное» является производным от слова число, образованным по аналогии с наименованиями других именных частей речи (существительное, прилагательное).

По частоте употребления числительные занимают 8-е место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных, самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первую десятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они все-таки выступают в роли существительных.

ОТ ОДНОГО ДО СЕМИ

Из приведенного списка частотных числительных видно, что в него входят слова первого десятка от одного до семи. Частота употребления подкрепляется их словообразовательной активностью, поскольку на основе этих слов возникло много имен существительных, прилагательных, наречий: одиночка, одиночество, двойка, двойник, тройка; одиночный, одинарный, двоякий, двойной, троякий, тройной; однажды, дважды, вдвоем, втроем, вчетвером и др.

Особенно много образовано сложных слов: одноактный, однобокий, однозвучный, однокомнатный, однообразный, одноразовый, двухбалльный, двухгодичный, двухкамерный, двухместный, двухнедельный, двухъярусный, трехкратный, трехпроцентный, четырехведерный, четырехэтажный и др.

Частота их употребления подтверждается и большим количеством фразеологизмов, содержащих эти же числительные: все как один (единодушно), в один голос (согласно, единодушно), ставить на одну доску (приравнивать к кому-либо), стричь под одну гребенку (уравнивать всех), за один присест (сразу), один как перст (одинок); в два счета (очень быстро), палка о двух концах (может кончиться хорошо или плохо), как дважды два (очень просто), ни два ни полтора (весьма неопределенно), как две капли воды (очень похожи), убить двух зайцев (сделать одновременно два дела); наговорить с три короба (много), заблудиться в трех соснах (не суметь разобраться в чем-либо простом); в четырех стенах сидеть (не выходить из дому), идти на все четыре стороны (в гневе говорится, что разрешается идти куда хочет); без пяти минут (очень скоро будет кем-нибудь), знать как свои пять пальцев (очень хорошо знать); семь пятниц на неделе (часто менять свои решения), семь потов сошло (о крайнем напряжении, приложенном кем-либо для осуществления чего-либо).

Какие фразеологизмы с числительными первого десятка есть в родном языке? Сравните с русским языком. Каких фразеологизмов больше - одинаковых или разных?

ТАИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Семь - особое число, в нем есть некое волшебство.

Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один раз отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать с кого-нибудь, семь верст до небес, и все лесом, семь бед - один ответ.

Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь. Как видите, их не мало.

Чем это объяснить? Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

Число семь считалось священным и было весьма распространено.

АРБУЗ ФЭНЁЛА

«Фэнел знает: если поделить арбуз на две части, будут есть он и сестренка, на три части + он, сестренка и мама, на четыре - он, сестренка, мама и папа, а если разрезать его на пять частей - то будут есть и он, и сестренка, и мама, и папа, и дедушка!..

И когда папа приносит Фэнелу арбуз, Фэнел делит его на много-много долек, чтобы хватило всем на земле!..»

Ребятам очень понравился рассказ молдавского писателя Н. Есиненку о добром и справедливом Фэнеле.

Когда дети затихли, Лилия Ивановна сказала:

- Ребята, обратите внимание, как сочетаются числительные два, три, четыре, пять с существительными.

Виорел ответил:

- Две части, три части, но почему-то пять частей...

Лилия Ивановна просит ребят назвать сочетание этих числительных с другими существительными.

- Две книги, три книги, четыре книги, но пять книг, - быстро назвала сочетания Надя.

- Теперь составьте сочетание с существительными мужского и среднего рода, - просит Лилия Ивановна.

- Два учебника, три учебника, четыре учебника, но пять учебников, - называет сочетания Андриеш.

- Два яблока, три яблока, четыре яблока, но пять яблок, - уверенно продолжает Таня.

Затем ребята вместе с учительницей выясняют, в каком падеже стоят существительные при числительных два, три, четыре и в каком - при числительных пять и выше.

Оказывается, падеж при всех числительных одинаковый - родительный, разница в числе: при числительных два, три, четыре существительные имеют форму родительного падежа единственного числа, а при числительных от пяти и выше - форму родительного падежа множественного числа.

Ребята на этом не успокаиваются и спрашивают: «Почему?»

Учительница отвечает, что объяснение этому существует, но нужно знать историю языка. Кто в будущем захочет стать учителем русского языка, тот сможет объяснить эту загадку, а сейчас мы будем помнить правило и в соответствии с ним составлять сочетания числительных с существительными.

РЕКА

Три девушки и трое юношей каждый вечер проводили время за рекой. Однажды вода в реке совсем высохла, и молодые люди перешли на другой берег, даже не замочив ног. Возвращаясь же домой, они вдруг увидели, что в реке снова полно воды. Что им было делать? Как перебраться назад, на свой берег?

Тогда один из молодых людей поднял с земли .кусочек дерева, встал на него вместе со своей любимой и переплыл реку. Другой же достал из кармана кошелек, вобрал в него всю воду из реки и вместе со своей девушкой перешел реку по дну. А третий юноша рассек воду в реке своим ножом с такой силой, что она поднялась стеной справа и слева, и тогда он вместе со своей девушкой перешел на другой берег реки.

Кто же из троих молодых людей оказался самым искусным?

Ответьте на вопрос африканской сказки.

К этой сказке можно задать еще и грамматический вопрос: Почему при слове девушки употреблено количественное числительное три, а при слове юношей - собирательное числительное трое? При каких еще существительных возможно употребление собирательных числительных?

СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Учитель начал урок так:

- Ребята, я вам расскажу еще одну африканскую сказку, в которой тоже есть грамматический вопрос.

Жила очень красивая девушка. Все юноши пытались с ней познакомиться, но она даже смотреть на них не хотела. Но вот однажды пришли трое молодых людей, и сразу все трое к ней посватались. Девушке все трое так понравились, что она никак не могла решиться выбрать одного из них.

Тогда отец сказал, что девушку возьмет тот, кто достанет для нее волшебный подарок.

Друзья не стали задерживаться и отправились в путь искать подарок невесте. В дальних странах они нашли волшебные подарки, но вдруг узнают, что девушка умерла и ее собираются хоронить. Благодаря своим волшебным подаркам они ее спасают. Кто же станет ее женихом? Каждый юноша имел на это право.

Отец девушки сказал:

- Сами решайте, кто возьмет мою дочь в жены. После долгих споров к единому мнению не пришли. Тогда девушка сказала:

- Вы все трое меня спасли. Значит, мы не должны расставаться. Будем жить вместе. Я буду готовить вам пищу.

И только она это сказала, как превратилась в горшок, в котором готовят пищу, а трое юношей превратились в три камня.

И сейчас ты везде видишь три камня, а на них горшок. Под ним разведен огонь, и варится пища. Но теперь ты будешь знать, откуда произошли эти три камня и горшок.

Ребятам очень понравилась и эта африканская сказка. А Виктор Александрович приготовил для них уже грамматический вопрос:

- Почему при слове юноша употребляется собирательное числительное, а при слове камень - количественное?

Ребята сразу догадались и правильно ответили, что существительное юноша обозначает лицо мужского пола, а камень - неодушевленное существительное. Виктор Александрович дополнил ответ учеников, сообщив им, что собирательные числительные сочетаются также с названиями детенышей животных (четверо волчат, трое медвежат) и с существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое часов, трое носилок).

Ь В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

- Толя, почему у тебя нет ошибок на правописание ь в числительных? - спросила Лена.

- А разве ты не знаешь простого правила о правописании ь в числительных? - удивился Толя. - Есть правило: в числительных может быть только один ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот - во всех этих числительных ь стоит в середине, а в числительных пятнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать ь стоит в конце, следовательно, в середине его не может быть.

Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и в винительном падежах, а в других падежах может быть и два ь, например в творительном (пятьюдесятью, шестьюдесятью), или вообще не быть ни одного ь, например в родительном, дательном и предложном падежах (пятнадцати, шестнадцати, пятидесяти, шестидесяти).

ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание -дцать, которое в других числительных не встречается. И на уроке ребята обратили на это внимание и спросили учительницу. Вот что она рассказала:

- Это интересный вопрос, так как он заставляет нас обратиться к истории языка. Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся числительных, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т. е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трех слов в одно слово и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать; числительные один, два, три и другие хорошо «сохранились» в них, а десять, находившееся в заударном положении, подверглось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание -дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс.

- А я сейчас могу ответить, почему в числительном одиннадцать нужно писать два н, - с места вокликнул Толя. Вслед за ним многие тоже подняли руки.

- Два н появилось потому, что слово один, оканчиваясь на н, соединяется с предлогом на: один +на + дцать, - ответил довольный Толя, - а другие числительные не имеют на конце н, поэтому в них одна буква н: две + на + дцать, три+на+дцать и т. п.

МИЛЛИОН

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу -ищ,- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

Вопросы для любознательных

1. Почему тройка, четверка, пятерка, сотня относятся к существительным, а три, четыре, пять, сто - к числительным, ведь числовое значение у них одинаково?

2. Чем отличается склонение числительных пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот?

3. В склонении каких числительных есть только две формы?

4. Чем отличается склонение словосочетаний пять книг и стопка книг?

5. В каком падеже различается склонение сочетаний два ученика и двенадцать учеников?

6. Почему числительные два, три, четыре не могут сочетаться с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сани, носилки, очки и т. д.)?


 
© 2011 Онлайн коллекция рефератов, курсовых и дипломных работ.