Главная Рефераты по авиации и космонавтике Рефераты по административному праву Рефераты по безопасности жизнедеятельности Рефераты по арбитражному процессу Рефераты по архитектуре Рефераты по астрономии Рефераты по банковскому делу Рефераты по сексологии Рефераты по информатике программированию Рефераты по биологии Рефераты по экономике Рефераты по москвоведению Рефераты по экологии Краткое содержание произведений Рефераты по физкультуре и спорту Топики по английскому языку Рефераты по математике Рефераты по музыке Остальные рефераты Рефераты по биржевому делу Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Рефераты по валютным отношениям Рефераты по ветеринарии Рефераты для военной кафедры Рефераты по географии Рефераты по геодезии Рефераты по геологии Рефераты по геополитике Рефераты по государству и праву Рефераты по гражданскому праву и процессу Рефераты по кредитованию Рефераты по естествознанию Рефераты по истории техники Рефераты по журналистике Рефераты по зоологии Рефераты по инвестициям Рефераты по информатике Исторические личности Рефераты по кибернетике Рефераты по коммуникации и связи Рефераты по косметологии Рефераты по криминалистике Рефераты по криминологии Рефераты по науке и технике Рефераты по кулинарии Рефераты по культурологии |
Курсовая работа: Медицинская символика - история и современностьКурсовая работа: Медицинская символика - история и современностьМинистерство здравоохранения Российской Федерации Санкт-Петербургская Государственная Химико-Фармацевтическая академия История фармации Реферат На тему: Медицинская символика – история и современность Выполнила: студентка 1 курса Заочного отделения фармацевтического факультета СПбХФА Назарова (Литвинова) Е. П. Шифр 05770 преподаватель: Фролов В. Н. 2005г. Содержание: 1. Происхождение медицинских символов 3-5 2. История одного из символов (на выбор) 6-8 3. Фармацевтические символы и эмблемы 9-10 4. Заключение 11 5. Список литературы 12 Происхождение медицинских символов. История развития медицины, гуманнейшей из наук, – это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований. Первый лекарь был современником первого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача – все больное человечество... их деятельность – ровесница первого человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий. На протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне. Медицинская символика постоянно привлекала и привлекает внимание людей самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других. Недостаточность публикаций по данной теме, а также разночтения в толковании одних и тех же символов побудили автора к углубленному изучению вопроса об их происхождении и содержании. Настоящая работа является лишь частью исследования, посвященного отображению медицины мира в малых формах изобразительного искусства. Исследование базируется на коллекции автора, собранной за 50 лет, содержащей свыше 15 тысяч экспонатов, среди которых монеты, банкноты, медали, ордена, значки, марки, экслибрисы и другие предметы материальной культуры разных стран и народов. Изучение возникновения и внутреннего содержания символа – весьма сложное, но увлекательное занятие. Любой символ, имея свою собственную историю, в разное время приобретает различные смысловые оттенки. Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) – условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Но он может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, у древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрел природу эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета. По определению выдающегося русского врача XVIII в. Н. М. Максимовича-Амбодика, автора первого в нашей стране руководства по акушерству "Искусство повивания" (1784 г.), выпустившего также два издания книги "Емвлемы и символы" (1788 и 1811 гг.), "...символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногих слов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с емвлемою, руководствуют нас к познанию другой вещи..., исторический, политический, нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменование содержащей". Эмблема же "...есть остроумное изображение или ... картина, очам представляющая какое ни есть ... вещество ..., с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком слов изречении". Более развернутое определение эмблемы и символа дает вышеупомянутый словарь, в котором говорится, что эмблема – условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке и пластике. От символа эмблема отличается тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты, зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать. Напротив, символ можно понимать совершенно по-разному, независимо от замысла художника, т.е. символ воплощает идею, а эмблема – условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. "Там, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория – прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа". У древних греков и римлян слово "эмблема" означало рельефные украшения на предмете из дорогого материала. В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи. Например, серп и молот – эмблема союза рабочих и крестьян; улей – эмблема трудолюбия; якорь – эмблема надежды; лира – эмблема поэзии и музыки и т. п. Стара, как мир, символика, связанная с растениями и животными. Еще в глубокой древности растения и животные стали символами определенных качеств. Дуб и лев олицетворяли силу и крепость, кедр и ворон – долголетие, лавр и пальма – победу и торжество. Цветущий гранат стал знаком дружбы, голубь – символом мира, а два голубя – вечной любви. Символика некогда была известна каждому и играла важную роль в жизни человека, в его общении с другими людьми. Она отразилась в многочисленных эмблемах, среди которых особое место занимают изображения растений. Например, в книге Н. М. Максимовича-Амбодика, где каждая эмблема сопровождается надписью на пяти языках (русском, латинском, французском, немецком и английском), указывается, что вечнозеленые растения – лавр, ель и др. – символизируют неизменность и постоянство; роза означает все возвышенное, милость и справедливость. Свои специфические символы и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными предметами. С развитием общества и накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобретали новые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. В настоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины. В процессе работы удалось выявить и собрать более 50 условных отображений древнейшей из профессий – врачевания. Попытки дешифровать их с помощью какого-нибудь одного метода исследования (исторического, лингвистического или любого другого), как это делалось раньше, сегодня приводят к одностороннему, ограниченному, а порой и ошибочному разъяснению. Настоящий уровень развития научной мысли характеризуется взаимодействием, взаимопроникновением и синтезом на первый взгляд далеких друг от друга дисциплин. Изучая историю возникновения и развития медицинской символики, приходится обращаться к наукам и искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней ее символы и эмблемы) развивалась на протяжении всего своего существования в тесной связи с материальным состоянием и общей культурой всех стран и народов. Наряду с использованием многих научных методов изучения медицинской символики за основу был взят исторический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему во всех ее связях и взаимозависимостях с явлениями истории, культуры, науки и искусства. Ценными источниками для изучения истории символов и эмблем медицины являются нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, медали, ордена и жетоны, а также бонистика, предметом исследований которой являются денежные знаки в экономическом, историческом, и художественном отношениях. Термин "нумизматика" происходит от латинского слова Numisma – монета. Первые известные в мире монеты появились в Лидии (Малая Азия) в VII в. до н.э. Греческие и римские монеты, например, являются одним из основных материальных источников изучения культуры античного мира. Именно о них Гёте сказал: "На этих монетах нас радует бесконечная весна цветов и весна искусства". В качестве отрасли исторической науки нумизматика развилась только в XV в. На монетах различных эпох можно найти много символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях монеты являются их единственными свидетельствами, дошедшими до нас. Авторы изданий, изучающие символы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласно этой классификации, медицинские эмблемы делятся на общие и частные. К общим медицинским эмблемам относятся: 1. просто змея; 2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа); 3. змея, обвивающая чашу; 4. змея, обвивающая треножник Аполлона; 5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп); 6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия); 7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник); 8. змея, обвивающая зеркало; 9. анк Импотеха; 10. яйцо; 11. горящий факел или горящая свеча; 12. светильник; 13. петух; 14. сердце на ладони и др. К частным медицинским эмблемам относятся: 1. изображение ландыша; 2. флорентийского младенца; 3. уринария; 3. клистира; 4. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля; 5. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.); 6. капля крови - эмблема хирургического профиля; 7. ступки, ступки с пестиком – эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ; 8. военно-медицинские эмблемы и др. Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности. История одного из символов - Чаша со змеей. Эта эмблема в течение многих веков символизировала труд представителей самой гуманной профессии в мире. Нельзя не согласиться с мнением, высказанным в журнале "Здоровье мира" (май 1970 г.), что эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название "Асклепиев уж" (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят до сих пор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в тех странах, где такая змея обычно не водится: в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), в Австрии (у Бадена около Вены), в Германии (у Шлагенбада). Их завезли сюда римляне. Ужи, а не ядовитые змеи жили в центрах культа Асклепия (Эскулапа) в Греции и Риме. Данные многочисленных античных авторов указывают на то, что змеи ползали по абатону во время "священного сна", часто вылизывали больные места (глаза, раны и др.), и считалось даже необходимым, чтобы больные притрагивались к ним, так как в их облике якобы представал сам бог Асклепий. Выше уже упоминалось, что первоначально в Греции Асклепий изображался в виде змеи и только позже принял облик человека. В одном из мифов в облике змеи выступает даже мать Асклепия, т.е. происходило постепенное очеловечивание животных, в то время как сами они превращались в атрибуты очеловеченных божеств. Г.В. Плеханов писал: "Когда животнообразное представление о боге уступает место человекообразному представлению о нём, тогда животное, бывшее прежде тотемом, становится так называемым атрибутом". (Плеханов Г. В. Соч. М., 1923/27, т. XVII, с. 220.) Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в эмблеме чаши со змеёй змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала. Тем не менее отдельные авторы считают, что в эмблеме чаши со змеёй последнее олицетворяет зло. "Изображение змей в медицинской эмблеме, очевидно, символизирует собой начало, приносящее людям страдание, болезнь и смерть, так как змея обозначает все то, против чего борется медицина", - пишет, например, В. М. Тарасонов. Подобное мнение, на наш взгляд, нелогично, так как трудно себе представить, чтобы символом такого гуманного дела, как лечение, было избрано зло, чтобы змея – злой гений была использована как единственное украшение на крышках бронзовых карманных аптечек римских врачей, чтобы бога врачевания Асклепия, изображавшегося в виде змеи, представляли в образе зла, и т.п. Что же означает в эмблеме чаша? На этот счёт существуют различные мнения. Одни учёные полагают, что это сосуд для воды, другие – сосуд для лекарственного яда, т.е. противоядия, третьи – сосуд со специальным жертвенным составом (меликратоном) и т. п. Предположения некоторых исследователей о том, что чаша представляет собой сосуд для хранения воды, которая имела жизненно важное значение для людей, а её добывание требовало большой мудрости, малоубедительны. Это объяснение правомерно лишь по отношению к безводным местностям, пустыням, где, действительно, вода представляла исключительною ценность для жизни и где особо почитались люди, умевшие находить воду (например, так называемые Кую-Устае в пустыне Кара-Кум). Однако человек издревне селился на берегах рек, озер, морей, где добывание воды не требовало никакой мудрости. Гораздо убедительнее точка зрения, что чаша – это сосуд с противоядием. Древние греки термином "фармакос" называли и яды, и лекарства. Змеиный яд собирался и хранился в специальных чашах. Лекарства в древности были очень сложного состава, иногда включали свыше 70 ингредиентов, и в качестве противоядия в них входил змеиный яд. В Древнем мире хорошо знали действие змеиного яда и противоядия. Аристотель – воспитатель Александра Македонского – занимался изучением ядов животного происхождения. Никандр Колофонийский (200-230г.г.н.э.) в своём произведении "Териак" описал яды животных, в том числе и змеиный, и указал способы лечений отравлений ими. Последняя александрийская императрица из рода Птолемеев – гордая Клеопатра VII Филопатор (правила в 51-30г.г. до н.э.), написавшая ряд работ по венерологии и женским болезням, испытывала змеиный яд на рабах, а затем приняла его сама, испугавшись возможности пленения после победы римлян над её возлюбленным Антонием. Гораций сказал по этому поводу, что змеи оказали услугу римлянам. Известно предание о понтийском царе Митридате VI Эвпаторе (120-63г.г. до н.э.), который из-за боязни, что его отравят, приучал себя к принятию яда в возрастающих дозах. Когда после поражения в войне с Римом он принял яд, желая покончить с собой, то яд не подействовал. Пришлось приказать рабу убить себя. Поэт Марциал (43-104г.г.) писал: Частым отравы питьём принёс Митридат себе пользу, Ибо вредить не могли лютые яды ему. (Перевод Ю. Ф. Шульца) Противоядие, приготовленное Митридатом, состояло из 54 различных компонентов. Оно помогало и при укусе змей. Когда Помпей победил Митридата, он прежде всего стал искать рецепт этого противоядия, получившего позже название "митридатикум". Средство попало и в руки императора Нерона, также боявшегося отравления ядом. Он поручил своему первому придворному врачу Андромаху исследовать состав лекарства. Андромах усовершенствовал рецепт "митридатикума", изъяв оттуда ряд старых и введя новые ингредиенты и доведя их общее число до 74. Он, в частности, увеличил количество опиума и добавил масло гадюки. Последнее он ввёл исходя из принципа "подобное лечится подобным". Андромах преподнёс Нерону новый рецепт "митридатикума" под названием "териак", сопроводив его поэмой из 180 строк, которая позже была включена крупнейшим врачом Рима Галеном в работу "О противоядиях" и упоминалась им в ряде писем. "Митридатикум-териак" просуществовал в фармакопеях Европы вплоть до XIX в., хотя ещё в период средневековья подвергался критике. Так, в работе "Искусство лечения болезней ожиданием" (1689г.) английский автор Гидеон Гарвей писал: "Лев, медведь, тигр, кошка, волк, собака и сотня других диких зверей вдобавок, собранные вместе, не могли бы произвести в воздухе такого шума, как все неукротимые элементы "мидриатикума-териака" производили в желудке, если бы опиум, находящийся среди них, не успокаивал бы их бешенства и не сдерживал бы их ненормальность". Использование змеиного яда в лечебных целях получило особенно большее распространение в эпоху средневековья, о чём свидетельствуют рукописные и печатные фармакопеи от начала книгопечатания в XV в. и до конца XVIII в. При дворе французского "короля-солнца" Людовика XIV "митридатикум" пользовался большим успехом. Также рекомендовался суп из змей, чтобы стать сильным, а полные люди, чтобы похудеть, принимали порошок из змей. Часто мясо змей давали курам и уткам, а затем готовили из них пищу: печень и жир змей ели в сыром виде с целью "очищения крови". Крупнейший французский хирург XVI в. Амбруаз Парэ написал "Трактат о ядах", в котором высказал ценные теоретические соображения в этой области. На памятнике ему в его родном Лавале высечены слова: " Хирург с мрачным лицом насыщает ядом больного". В настоящее время змеиный яд вновь получил применение в медицине в виде многих препаратов. В нашей стране в Средней Азии и других местах до сих пор существует древняя профессия собирателей змеиного яда. Таким образом, вполне вероятно, что чаша в медицинской эмблеме в какой-то мере отражала увлечение ядами и противоядиями. Однако сводить значение чаши в эмблеме медицины только к сосуду для хранения яда – вряд ли правильно. По нашему мнению, значение чаши как символа имеет тесную связь с мировоззрением далёкого прошлого и было обусловлено условиями их жизни, их наивным пониманием сущности природных явлений и зависимостью от них. С развитием рабовладельческого строя чаша превращается из символа мудрости высших сил природы в символ почитания мудрости жрецов, фараонов и царей, действующих на земле как бы от имени и по поручению богов, передавших судьбы людей в их руки. Греческая чаша без ножки (фиала) использовалась в различных ритуалах. Именно с нею чаще всего изображена Гигиея и очень редко Асклепий. Она изготовлялась из дорогих материалов и украшалась изнутри лепестками лотоса, который являлся символом жизни. Ф. Р. Бородулин – один из первых советских историков медицины, обратившийся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеёй, как медицинской эмблемы, пишет: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир. В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. По нашему мнению, вероятнее всего, чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще. Древние мифы были своеобразной формой осмысливания мира и его глубокого познания человеком. С веками многие представления менялись. Но смысл основных медицинских эмблем сохранился до сих пор. После падения Римской империи, в период средневековья, изображения чаши и змеи долгое время не употреблялись. Они в модифицированном виде были возрождены в некоторых странах в XVII-XVIII вв., но уже не как символ Гигиеи, а как общемедицинский символ. Профессор факультета фармации Парижского университета Ж. Диллеман, занимающийся историей военно-медицинских и фармацевтических эмблем, высказал мнение, что идею соединения змеи и чаши в одной эмблеме в её современном виде подали в начале XIII в. аптекари Падуи. В России эта эмблема под названием "Гиппократова чаша" стала основным медицинским символом также в XVIII в., однако никаких официальных государственных документов об этом не обнаружено. Она стала помещаться на различных медицинских изданиях, например, на изданных в 1828г. И. В. Буяльским "Анатомо-хирургических таблицах", большой формат которых позволил дать гравюрные изображения человеческих органов в натуральную величину; на памятниках, на памятных медалях (в честь 50-летия деятельности русского анатома П. А. Загородского, 150-летия со дня рождения русского хирурга Н. И. Пирогова и др.), жетонах, значках, также на книжных знаках (экслибрисах) медиков и фармацевтов. Нередко эмблему "чаша со змеёй" художники изображают произвольно, не учитывая исторически сложившейся традиции. Они изображают змею и слева, и справа от чаши. Такое изображение возможно лишь в том случае, если эмблема располагается в центре какого-либо предмета (титульного листа, вывески, печати и т. п.). Если же эмблема расположена на краю предмета, змея должна быть обращена головой в центр поля предмета: на эмблеме, помещённой слева, головка змеи должна быть обращена вправо и наоборот. Человечество живёт с большим количеством устойчивых и укоренившихся привычек и традиций, которые уже утратили свой первоначальный смысл. Фармацевтические эмблемы и символы. В средневековой Европе аптекари отдельно от врачей и хирургов создавали гильдии (или цехи). Причём сначала они объединялись с бакалейщиками. Вероятнее всего, это было связано с тем, что и те и другие торговали своим товаром. Но с течением времени аптекари отделились от бакалейщиков в самостоятельные цехи. В Англии, например, это произошло в 1617 г., когда лондонские аптекари выделились из общей с бакалейщиками гильдии. На их гербе был изображен бог Аполлон с луком и стрелой, от которого исходит сияние, попирающий болезнь в образе дракона, а предназначение Аполлона подчёркивалось одной из 1251 метаморфозы Овидия: "И назовут меня повсюду на земле оказывающим помощь". Изображение на гербе общества аптекарей Лондона единорогов (носорогов) относится, по-видимому, к медицинским атрибутам из-за рога, являвшегося в то время лекарственным сырьём. В качестве эмблем фармацевтов использовались изображения руки с аптекарской лопаточкой (как, например, на эмблеме аптекарей Амстердама, XVII в., Голландия), различных животных (например, крокодила) и растений, из которых производились лекарственные препараты (лилии и др.), перегонного куба, который был символом дистилляции воды, рога изобилия и др. Но чаще всего эмблемой аптекарей было изображение аптекарской ступки с пестиком; иногда это была одна ступка, иногда – ступка с двумя пестиками. Встречаются варианты эмблемы, когда пестик находится в лапах какого–либо животного (льва, медведя, обезьяны и др.). Все эти фармацевтические эмблемы хорошо представлены на так называемых монетовидных жетонах, выпускавшихся в Западной Европе и служивших мелкой разменной монетой. Например, в одной только Англии известно 315 вариантов аптекарских жетонов, выпущенных аптеками в разный период с 1648 по 1820г., когда имелся недостаток государственных медных монет низких номиналов (фартингов, полпенни и пенни). Несмотря на то, что эти монетовидные жетоны были изъяты из обращения парламентским актом только в 1817г., аптекари продолжали их выпускать, преследуя в основном рекламные цели. Даже в середине XIX в. всему миру были известны рекламные жетоны английского аптекаря Голловея, который, не имея на это юридического права, именовал себя профессором. Его таблетки и мази наводнили мировой рынок. В 1857г. Голловей продал медные жетоны номиналом в полпенни и пенни в Новую Зеландию, где они были в официальном денежном обращении около 20 лет. Эти монеты – жетоны были в денежном обращении и в Канаде. На жетонах на лицевой стороне изображён портрет Голловея, а на обороте - Гигиея со змеёй. Впоследствии Голловей занялся благотворительной деятельностью и пожертвовал деньги на постройку санатория для душевнобольных на 400 коек, открытого в 1885г., а в 1886г. королева Виктория открыла колледж Голловея для женщин на 250 человек, существующий и поныне при Лондонском университете. С развитием фармации старые средневековые эмблемы аптекарей стали постепенно уступать место основным медицинским символам. В течении XVIII и особенно XIX в. эмблемой фармации во всех странах Европы стала змея, обвивающая либо чашу Гигиеи, либо посох Асклепия. Как мы уже упоминали, по некоторым данным, даже само соединение изображений змеи Асклепия, а чаши Гигиеи на эмблеме было предложено аптекарями Падуи и от частной фармацевтической эмблемы чаша, обвитая змеёй, стала общемедицинской эмблемой. До Великой Октябрьской социалистической революции в России провизоры (фармацевты с высшим образованием) не имели права носить лекарский знак. Для них был учреждён также серебряный знак герба с изображением Российской империи, но вместо чаши и двух змеё внизу герба была помещена большая вензелевидная буква "П" (т.е. провизор), покрытая позолотой. Если провизор защищал диссертацию, то он получал степень не доктора, как было в медицине, а магистра фармации. Существовал специальный магистерский знак, на котором вместо вензеля "П" стояло "МФ" – магистр фармации. Размеры сюртучных знаков были такие же, как лекарского и докторского, - 60*41 мм. Существовали и так называемые фрачные варианты знаков провизоров и фармацевтов. Заключение. Интерес к медицине, и в частности к её истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иного вида врачебной деятельности, они играли роль замен, под которыми собирались единомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои ряды и одновременно определяющую известные нормы поведения медицинских работников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов. Народ без прошлого не имеет будущего. Чем лучше мы представляем себе содержание той культурной эстафеты, которую приняли от прошлых поколений, тем ценнее, значимее становится для нас наша собственная жизнь, тем полнее мы понимаем свою ответственность за то, что передадим будущим поколениям. Без этого наша жизнь не имела бы ни цели, ни смысла. История культуры человечества течёт подобно реке, то, разливаясь на отдельные рукава, то, вновь сливаясь воедино, непрерывно питаясь водами бесчисленных притоков. Список литературы 1. Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. – М., Медицина, 1990г. – 208 с. 2. Грибанов Э. Д. Медицина в нумизматике. – М.: Медицина, 1962, 19 с. 3. Грибанов Э. Д. История международных медицинских эмблем. – М., Центральный институт усовершенствования врачей, 1976, 33 с. 4. Петров Б. Д. Медицинская эмблема. – Мед. сестра, 1964, № 3, 64 с. 5. Тарасонов В. М., Фокина Е. Н. Чаша как символ медицины. – Терапевтич. архив. 1973, № 8, 118 с. 6. Тарасонов В. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. – М.: Медицина, 1985, 120 с. |
||
|